Портфолио

Общие сведения о педагоге

Ф.И.О.- Кучеренко Алена Ивановна – 18.01.1984 г.р.
Образование – высшее, ОГПУ, 2006 г.
Специальность по диплому – учитель биологии
Общий трудовой и педагогический стаж – 8 лет
Педагогический стаж в данном учреждении – 8 лет
Педагогический стаж в должности – 8 лет
Квалификационная категория – вторая
Повышение квалификации – институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ по программе курсов базового повышения квалификации на первую категорию учителей биологии, 2014 г., в объеме 108 часов.
Контактные данные:
Телефон (рабочий)- 8(35346)2-17-56
Электронная почта: kucherenko.ai1984@gmail.com
Блог: kucherenko1984.blogspot.com



Педагогическое кредо:
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель, – это указать дорожки» (Р. Олдингтон).


Портрет учителя











Мои достижения




Стимулы успеха






  Эссе
«Я - учитель 21 века»
Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам и счастливо через него человечество.
А. Дистерверг
«Педагог» - одна из самых древних, почетных профессий. Учителями становились по призванию. В каждом из них горела искра любви к детям, было желание передать весь опыт, накопленный поколениями, своим ученикам. И никогда не было самоцелью формирование знаний, умений и навыков! Во все времена учителя стремились создать и выпустить в жизнь настоящего Человека, умного, воспитанного, подготовленного к жизни и труду. Учителей любили, учителей уважали, учителей никогда не забывали.
 Двадцать первый  век – это новые открытия, новые технологии, новое образование,  "новая школа". И в этой школе  - учитель двадцать первого  века: человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений - без этого будущее немыслимо.  
 Новое веяние в науке и средствах коммуникации очень сильно влияет на сознание нынешних людей. Многим детям уже не интересны уроки в школах. Они считают, что всё знают и во всём могут ориентироваться, «на скорую руку»  прогуливаясь по просторам интернета. Но учащиеся  не могут понять, что те знания, которые  там получают, очень поверхностны и многие мысли субъективны, а некоторые и вовсе могут нанести вред, исказить действительность.

                                                     
Так кто же сможет провести детей и подростков по просторам интернета? Кто сможет помочь обработать информацию, которую они ежесекундно получают? Конечно, учитель двадцать первого века.  А каков он?
  Я олицетворяю современного учителя с деревом, которое имеет мощную корневую систему.  Глубоко уходящие корни -  это вся история педагогики и  родословная самого учителя. Корни поменьше -  родители, семья, друзья, образование, родители учащихся, педагогическая философия.  Сам учитель  - это ствол. Вначале тонкий и гибкий, но с каждым годом увеличивается       
количество годовых колец - растет профессионализм педагога. Кольца отличаются друг от друга по толщине - какие-то годы более яркие и насыщенные событиями, какие-то время покоя и осмысления.  Дерево растет и в вышину (происходит саморазвитие, самосовершенствование, самореализация учителя).
Многое поменялось в образовании, но по-прежнему учитель -  это мастер, за которым стоят ученики.  Настоящий мастер  верит в их силы, помогает  им идти вперед, учит совершенствоваться.
Современный учитель -  это организатор деятельности на уроке. И как путнику кажется, что главная часть дерева -   крона и она совершенство, так и обывателю на уроке настоящего мастера кажется, что всего достигли сами ученики.   И только ствол знает, какая нелегкая работа донести питательные вещества от корней до каждой веточки, каждого листика. Крона дерева - это  ученики, среди которых и собственные дети. И чем пышнее крона, тем ярче реализовал себя учитель, создавая ей развивающую, творческую, креативную среду. Разрастается крона, растет и ствол, получая обратно аккумулированную  в листьях энергию солнечного света. 
 В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил – живет в учениках.
Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель — это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Быть современным учителем трудно – но возможно.
Учитель - это исследователь и экспериментатор, мастер своего дела.
На мой взгляд, путь учителя двадцать первого века к педагогическому мастерству и повышению образовательного уровня начинается еще и с целенаправленной работы по самообразованию. Обобщая и распространяя опыт своей работы, учитель поднимается на новый уровень саморазвития. Современному учителю  необходимо повышать свое «актерское мастерство», он должен завораживать, стоя у доски и объясняя материал урока, должен выделяться из серой, бездушной и часто жестокой обыденности. Современное, качественное образование может развиваться и быть востребованным только при хорошем педагоге, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания, а славу ему приносят ученики.
Как  хорошо, что в мире есть такие люди
Как  хорошо, что вместе с ними я
Учителями славится моя Россия
И звонко слышно шепот губ «Учитель - я».
 Рабочие материалы

Заявление
участника  муниципального этапа конкурса
«Учитель года»



В оргкомитет  муниципального этапа конкурса «Учитель года»

______________________________________

___Кучеренко_____Алены __Ивановны



учителя___биологии_______________

наименование учебного предмета

МБОУ «Родинская СОШ»_______________

_______________________________________

наименование образовательного учреждения

Сорочинского р-на_______________

название территории

Оренбургской области



заявление.
Я, ____Кучеренко Алена Ивановна______________________,
Ф.И.О. в именительном падеже

даю согласие на участие в  муниципальном этапе конкурса «Учитель года» и внесение сведений, указанных в информационной карте участника  муниципального этапа конкурса, в базу данных, а также на использование материалов, представленных в портфолио, в целях развития образования с возможностью редакторской обработки.
Ссылка на Интернет-ресурс: ___kucherenko1984.blogspot.com_____________



« 29__»__октября_____ 2014 г.

_______________________                 ___Кучеренко А.И.______________________
                         подпись                                                                                      Ф.И.О









Информационная карта участника  муниципального этапа конкурса «Учитель года»
Кучеренко Алена Ивановна

                                     
Примечание. Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения. Вся информация представляется на компакт-диске и на бумажном носителе.

1. Общие сведения
Субъект Российской Федерации
Оренбургская область
Район
Сорочинский
Населенный пункт
п.Родинский
Дата рождения (день, месяц, год)
18.01.1984
Место рождения
п.Родинский
Адреса в Интернете (сайт, блог и т.д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами
kucherenko1984.blogspot.com
2. Работа
Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)
МБОУ «Родинская СОШ»
Занимаемая должность
Учитель биологии
Преподаваемые предметы
Биология
Классное руководство в настоящее время, в каком классе
5 класс
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)
8 лет
Квалификационная категория
2 категория
Почетные звания и награды (наименования и даты получения)
нет
Участие (победа) в конкурсном отборе лучших учителей в рамках ПНПО с указанием года
нет
Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет)
МБОУ «Родинская СОШ»
Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность)
нет
3. Образование
Название и год окончания учреждения профессионального образования
ОГПУ, 2006г
Специальность, квалификация по диплому
Учитель биологии
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т.п., места и сроки их получения)
нет
Знание иностранных языков (укажите уровень владения)
Немецкий язык (чтение и перевод со словарем)
Ученая степень
нет
Название диссертационной работы (работ)
нет
Основные публикации (в т.ч. брошюры, книги)
нет
4. Общественная деятельность
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)
Член Первичная профсоюзная организация
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета
нет
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)
нет
5. Семья
Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга)
Кучеренко Константин Владимирович, электрик ЭПС
Дети (имена и возраст)
Кучеренко Юлиана -8 лет,  Кучеренко Егор – 4 года
6. Досуг
Хобби
Вязание
Спортивные увлечения
Волейбол
Сценические таланты
Разработка сценариев для школьных праздников
7. Контакты
Рабочий адрес с индексом
461916, п.Родинский, ул. Юбилейная 5
Домашний адрес с индексом
461916, п.Родинский, ул.Молодежная 4, кв.1
Рабочий телефон с междугородним кодом
83534621756
Домашний телефон с междугородним кодом
Нет
Мобильный телефон с междугородним кодом
89228594033
Факс с междугородним кодом
(835346)21756
Рабочая электронная почта
rodina-school@yandex.ru
Личная электронная почта
kucherenko.ai@gmail.com
Адрес личного сайта в Интернете
kucherenko1984.blogspot.com
Адрес школьного сайта в Интернете
school-rodina.ucoz.ru
8. Документы
Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)
5305449297
ИНН
564746506281
Свидетельство пенсионного государственного страхования
117-968-48614
9. Профессиональные ценности
Педагогическое кредо участника
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель, – это указать дорожки» (Р. Олдингтон).
Почему нравится работать в школе
Люблю  детей, люблю вместе с ними совершать на уроке открытия, видеть в их глазах удивление, интерес к предмету.

В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса «Учитель года»
Способствовать  модернизации российского образования,  распространять педагогический опыт, поднимать престиж учительской профессии

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:
_____________________                              (____Кучеренко А.И.______________)                                                                            
подпись                                                                     Ф.И.О. участника

«_29____» ___октября__ 2014__г.

   
 Из опыта работы
Самоанализ педагогической деятельности
учителя  биологии МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная  школа»
Кучеренко Алены Ивановны

                                                           «Чтобы быть хорошим преподавателем,                                                                                
                                                            нужно любить то, что преподаешь, и любить                                                    
                                                            тех, кому преподаешь»
                           Ключевский В. О

 Я,  Кучеренко Алена Ивановна, работаю учителем в МБОУ «Родинская СОШ» с 2006 года, после окончания Оренбургского государственного педагогического университета.  Имею вторую квалификационную категорию. Последнюю аттестацию проходила в 2009 году.

   Труд учителя - это всегда борьба за детские сердца и души, и главный результат этого - нравственный человек, которому жить и творить в третьем тысячелетии. Многократно говорилось о том, что долгие годы память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями, главным было овладеть системой знаний. В настоящее время общество выдвигает современному человеку иные требования. Как видно, ключевыми в этих требованиях стоят мотивы к действиям. Происходит смена образовательных парадигм: переход от гностического («знаниевого») подхода к деятельностному,  направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание.
Вспомним старинную притчу. Если человек голоден, можно поймать рыбу и накормить его. Но, если научить его самого рыбачить, то человек всегда будет сытым.
 Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:
- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться  ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;
- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
   Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта.
   Проблема,  над которой я работаю «Реализация ФГОС ООО на уроках биологии».
Исходя из этой проблемы, я поставила перед собой цель, которая заключается в формировании личностных, регулятивных, познавательных, регулятивных действий на уроках биологии .
Исходя из цели, мною решаются следующие задачи:
1.  Поиск содержания материала максимально приближенного к жизни, отражающего естественно - научную картину мира,
2.  Поиск наглядных и содержательных экспериментов и задач с учетом системы естественнонаучных знаний,
3.  Организация ситуаций, которые не сообщаются в готовом виде, а добываются через постановку проблемы;
4.  Приоритет деятельности учащихся в различных формах: разработка и реализация различных учебных проектов как важной формы самостоятельной учебной работы; анализ источников; экспериментальных задач.
5. Использование различных учебных пособий, в том числе, и новых информационных технологий и информационных источников.
6. Повышение  качества   знаний по  биологии через участие в конкурсах;
7. Развитие  интереса  к предмету  биологии , не только на уроках, но и через внеклассные мероприятия.
   В педагогической науке межпредметные связи рассматриваются как дидактическое условие, способствующее повышению научного уровня обучения и формированию научного мировоззрения учащихся, влияющее на основные компоненты процесса обучения: на содержание учебного материала, на методы преподавания, используемые учителем и методы учения, самостоятельно осуществляемые учащимися. Межпредметные связи способствуют углубленному пониманию законов природы, раскрывают их применение в науке и различных отраслях производства.
    Содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире.         
  Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
   На своих уроках использую различные виды деятельности обучающихся, что делает урок интересным.
Развитию обучающихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока (6-11 классы), применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний - это урок-исследование, урок-путешествие, конференция. Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины.
Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную.
Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание и обучение творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Такая активная форма работы позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приобретении  новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени  становится не передатчиком знаний, а  партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной  проблемы на равных условиях с обучающимися и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.
При организации исследовательской деятельности в своей практике я реализую следующие направления:
1) исследования в области питания;
2)исследования в рамках предмета.
  Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика,  привлекаю своих воспитанников  к активному участию в жизни образовательного учреждения; благоустройству территории школьного двора, осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитываю возрастные особенности, личностные характеристики и возможности воспитанников. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно - досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей.
       Не обойтись современному учителю и без творческого домашнего задания. Это и составление кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков, поделок на заданную тему.
   В 2013 - 2014 учебном году я начала использовать метод учебного проекта, в ходе которого реализуются мыслительная и коммуникативная деятельность, а также практическая работа и презентация. Презентация проекта проходит на зачетах.
   Пока  имею небольшой опыт по использованию данной  технологии, но могу отметить положительные стороны проектного метода:
·   повышение мотивации учащихся;
·   развитие навыков работы с источниками информаций;
·   развитие творческих способностей;
·   развитие коммуникативных навыков;
·   интеграция между предметами различных образовательных областей.
   Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.   Они позволяют развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать и делать выводы. При решении задач формируются и оцениваются ключевые и предметные компетентности.
   Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения.  Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития. 
   Систематически провожу уроки, в который включены элементы здоровьесбережения. Использую приёмы:
 -  защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
 - компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, дыхательная гимнастика, тренинги).
В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития обучающегося. Необходимо дать каждому обучающемуся всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности:
     проведение дискуссии,
     взаимоопрос  и взаимопроверка,
      разработка мини-проекта,
     групповое и коллективное обсуждение.
   Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках новых информационных технологий. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.
   Считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой, а главное – учить этому детей. 
  В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу  уроки. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки-презентации  вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время.
  Собранная мной медиатека содержит  новые  презентационные материалы, обучающие и контролирующие  тесты, кроссворды,  созданные учащимися и мною лично. Изучаю новые программные продукты, позволяющие увеличить долю ИКТ  в исследовательской деятельности и повысить интерес ребят к биологии, химии и экологии.
  Разработала серию уроков по биологии с применением информационно-коммуникативных технологий. Материалы я регулярно выставляю на:
1.  Персональном блоге   kucherenko1984.blogspot.com
2.  Страничке на сайте школы   school-rodina.ucoz.ru
   Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация,  качество знаний по предмету. Поэтому, в обучении биологии на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест.
    Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности; развиваю коммуникативные умения и навыки, способствую развитию логики  мышления, использую воспитательный потенциал каждого урока, направленный на формирование всесторонне развитой личности. 
  В результате применения компетентностных форм и методов обучения, у учащихся повышается познавательная активность, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста, обученности и качества знаний.
     Стараюсь научить своих учеников не только добывать знания, но и применять их в незнакомых, нестандартных ситуациях. Это возможно только при хорошей организации внеклассной и внешкольной работы.
  Являюсь руководителем объединения «Поиск» с 2013 года. Учащиеся посещают его с интересом, участвуют в районных конкурсах «Первые шаги в науку». Ребята с интересом проводят исследовательские работы. Работая с членами  объединения, я   использую  разнообразные формы и методы: занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии,  использование игровых обучающих ситуаций. 
   На внеклассных занятиях вовлекаю детей в активную природоохранную, научно-исследовательскую, научно-практическую (участие в акциях и проектах), научно-просветительскую, эколого-краеведческую и эстетическую деятельности. Это акции, проекты и конкурсы, посвященные благоустройству территории школы и села (экологическая акция «Очистим берег», «Посади дерево» и др.).
Обучающиеся проявляют способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), организовывают взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретных ситуаций. Всё это помогает обучающимся  в формировании компетенций:
·        ценностно-смысловых;
·        социально-трудовых;
·        общекультурных;
·        компетенцией  личностного самосовершенствования. 
Результативностью предложенной работы является:
Таблица № 1. Диагностика ЗУН по биологии
   Учебный год

     Класс
  Успеваемость (%)
 Качество  знаний (%)
     2012-2013
5
100%
66%

6
100%
61%

7
100%
62%

8
100%
83%

9
100%
80%

10
100%
67%

11
100%
100%

     2013-2014
5
100%
90%

6
100%
69%

7
100%
62%

8
100%
67%

9
100%
86%

10
100%
100%

11
100%
75%
Важным этапом в работе учителя является подготовка к итоговой аттестации  выпускников. От ученика требуется достаточно высокий уровень знания предмета, психологический настрой.  Самооценивание является важнейшим направлением в подготовке учащихся к ЕГЭ. Без этих знаний и навыков ученик не сможет оценить правильность своего выбора  в тестовом наборе, выполнить задания, требующие полного ответа.
Таблица №2. Результаты итоговой аттестации (ГИА) 9 класс 2012-2013 уч.год

Предмет
Класс
Количество учащихся
Оценка 
Качество знаний
Биология
9
1
4
100 %

  Считаю, что участвуя в конкурсах по биологии,  развивается интерес учащихся к самому предмету.
Таблица № 4 .Участие учащихся в  конкурсах, олимпиадах

№ п/п
Название конкурса
Год
Место
1.
Районной  этап олимпиады по биологии среди  9 классов.
2012 г.
3 место
2.
Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» среди 5 классов
2013 г.
1 место (на школьном уровне)
3.
Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» среди 6 классов
2013 г.
1 место (на школьном уровне), 4 (на районном уровне)
4.
Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» среди 7 классов
2013 г.
1 место (на школьном уровне)

Таблица № 5 .Участие учащихся в  научно-практических конференциях
Год
Ф.И. ученика
Участие
Масштаб
2013
Астахова Дарья
«Шаг в будущее»
2 место, районный
2014
Астахова Дарья
«Шаг в будущее»
3 место, районный

         Процесс обучения становится осознанным, когда учащиеся хотят связать свой профессиональный выбор с изучением биологии.
   За время работы накопленный мною педагогический опыт передаю своим коллегам:
·        выступаю  на ШМО, РМО с докладами;
·        разработала рабочие программы по биологии;
·        в кабинете собран качественный материал по предмету, который постоянно пополняется, энциклопедии,  журналы, диски, что существенно помогает в работе, как учителю, так и ученику.

    Сложная и многосторонняя учебно-воспитательная  деятельность требует от учителя регулярной и систематической работы по повышению квалификации.        
  Учитель всегда должен  удовлетворять растущие запросы школьников. Нельзя добиться серьезных успехов в обучении и воспитании детей, если учитель надеется только на ранее заученные педагогические правила и методические приемы.
  Ученик берёт пример, прежде всего, с самого учителя. Значит, он должен показать себя высоконравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя.
С целью развития профессиональной компетентности непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через курсы и  следующие компоненты:
·        изучение научно – методических статей по педагогике, психологии, биологии в периодических изданиях  «Биология в школе», «Химия в школе», «Воспитание школьников», образовательных порталах Интернета;
·        посещение уроков коллег в школе, районе;
·        обобщение своего педагогического опыта;
·        изучение  сборника  нормативных документов по биологии Федерального компонента государственного стандарта образования;
·        изучение  федерального  базисного  учебного  плана  и программ по биологии;
·        изучение  методических копилок элективных курсов.
      Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование общеучебных компетенций, позволяет мне добиваться успехов в обучении и воспитании учащихся.
Обучающимися достигаются следующие результаты:
•        учащиеся  используют знания, умения и навыки, полученные на уроках биологии в практической деятельности;
•        формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ, институте;
•       учащиеся  осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности;
•        у учащихся формируется представление о биологии как о предмете, где каждому есть возможность выразиться;
•        приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые наблюдения, анализируются полученные результаты;
•        учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников;
•        изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
   Для взаимодействия с учащимися на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке учитель обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения  между учителем и учеником, вовлекать школьников в активную самостоятельную деятельность.
   Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, основанными на знаниях естественных наук. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.
    В будущем надеюсь, что моя деятельность принесет ожидаемые результаты:
o  в повышении успеваемости и уровня обученности учащихся по биологи;
o  в повышении результатов итоговой аттестации;
o  в  заинтересованности обучающихся в изучении биологии;
o  в  увеличении числа обучающихся,  охваченных внеклассной работой;
o  в желании продолжить свое образование вне стен общеобразовательного               
учреждения по естественному циклу наук.

Выступление на заседании РМО учителей биологии и географии

«Формирование универсальных
 учебных действий»
                                                                       

Формирование универсальных учебных действий.
       С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
       Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению. самовоспитанию и саморазвитию.
       Как известно, ключевые изменения ФГОСОО состоят в том, что школа должна сформировать у ученика не только предметные ЗУН, но и, прежде всего, личностные и метапредметные (универсальные) результаты образования и умение учиться в целом, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
     Ребенок с помощью школы должен не только научиться добывать самостоятельно знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни. Для этого необходимо изменить и характер учебного процесса, и способы деятельности учащихся.
Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося.
Формирование УУД по биологии
Типология уроков
1.Уроки изучения нового материала. Предполагают изложение нового материала в виде большого блока. Выделяются главные понятия и термины темы, индивидуальные творческие задания, групповые исследовательские работы.
2.Уроки коррекции знаний. Включают в себя "таможни" по проверке терминов; индивидуальные задания с рабочими тетрадями, рейтинговые тесты.
3. Уроки систематизации и обобщения знаний. Включают защиту творческих заданий и работу с основными биологическими понятиями изученной темы.
4.Уроки  контроля.


Комментариев нет:

Отправить комментарий